Среда, 20.06.2018, 17:54
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Наш опрос
Оцініть мій сайт
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мої файли

ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ
07.10.2015, 08:57
Предмет, объект и задачи социологии
Научный интерес к исследованию социальных феноменов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального общества в странах Западной Европы, поэтому появилась самостоятельная наука — социология. Основоположник социологии — французский философ - позитивист Огюст Конт (1798—1857). Для обозначения новой науки об обществе он впервые применил понятие «социология», обозначив также ее место и роль в структуре научного знания. В частности, заслугами Конта являются: строгое отграничение предмета социального исследования; разработка методологии социального познания, специфических подходов к изучению общественной жизни, характерных для новой науки; разработка категориально-понятийного аппарата.
Объект изучения социологии - общество, общественная жизнь во всем ее многообразии.
Однако общество является объектом исследования не только социологии. При возможной общности объекта исследования у разных наук всегда будет различным предмет. Социолога прежде всего интересуют социальные группы, деятельность организаций, социальных институтов и различных общностей; существует ряд подходов к исследованию общества, присущих именно социологии.
Американский социолог Нейл Смелзер выделяет пять основных подходов к социологическому исследованию общества:
1. демографический (для него характерен широкий анализ проблем, связанных с воспроизводством народонаселения как важнейшей предпосылкой и условием социальной жизни);
2.      психологический (раскрывает роль и значение субъективных факторов в формировании и динамике социальных установок, мотивов поведения социальных субъектов и ценностных ориентаций личности);
3.      общностный (человек рассматривается как член какой-либо общности или социального института — семьи, этнической группы, политической партии и др.);
4.      отношенческий (общественная жизнь описывается через специфику взаимоотноше-ний социальных субъектов, которая определена их статусом и социальными ролями);
5.      культурологический (анализируется поведение человека и выявляется культурная специфика индивидуумов и общественных групп, степень использования имеющихся и создаваемых культурных ценностей).
Лишь в совокупности обозначенных подходов обнаруживается специфика социологии как науки, что является реальной основой для ее взаимодействия с другими сферами научного знания.
В настоящее время можно встретить многообразные трактовки предмета социоло-гической науки. Социология как наука исследует: становление и развитие социальных общностей, систем, законы социального действия; социальные группы и их влияние на поведение человека; человеческое поведение, взаимодействие и влияние социального окружения на личность; общество, социальные общности и социальные структуры.
Таким образом, предмет социологии — социальная жизнь во всем ее многообразии как система социальных связей и отношений, основными субъектами которых выступают индивиды, социальные общности, институты и общество в целом.
Социология призвана изучать не только отдельные факты, но и причины их возникновения. Изучаются все факторы, воздействующие на объект, но основное внимание уделяется главным — тем, которые определяют направление развития явления. В зависимости от воздействия они делятся на конструктивные, деструктивные и препятствия. После выявления факторов начинается разработка мер по изменению явления или объекта в соответствии с необходимыми условиями.
Не менее важна категория социального действия. Впервые о ней заговорил М. Вебер. Он изучал поведение человека при совершении им осознанного и самостоятельного выбора. Категория социального взаимодействия шире, чем предыдущая. Она включает в себя действия не только отдельного человека, но и его взаимодействие с другими людьми и обществом в целом.
Изучение социальных явлений невозможно без учета социальных законов. Они представляют собой отношения между людьми, их группами. Эти отношения носят устойчивый характер. Социальные законы различаются по уровням: от взаимодействия между индивидами до всего общества.
Существует ряд специфических признаков социальных законов: они проявляют себя только в определенных условиях; при наступлении этих условий социологический закон действует в любом случае, для него не существует оговорок и исключений; при действии закона сами условия его наступления могут выполняться частично.
Социальные законы очень сложно выявить, так как для этого необходимо абстрагироваться от многих фактов: существуют условия и явления, значительно усложняющие их обнаружение, а в дальнейшем и изучение самого закона. В то же время законы — важная составляющая социологической науки. Их выявляют при помощи тщательного исследования закономерностей поведения людей той или иной социальной группы. Это помогает объяснить многие социальные явления и найти выход из конфликтных ситуаций в обществе. Выделяют три уровня социологии: общий, или теоретический;            эмпирический; методологию. В рамках общетеоретического уровня главный акцент делается на исследовании общества как целостнои системы, изучаются наиболее общие связи между ее элементами и сферами. При этом применяются определенные, соответствующие данному уровню методы исследования. Теоретической социологией, таким образом, разрабатываются концептуальные основы социологических теорий, таких как общая теория социального действия, теория социального конфликта и др. Общетеоретический уровень социологии позволяет: раскрыть наиболее общие закономерности социальной динамики; обогатить понятийно-категориальный аппарат (в том числе создать типологии общественных систем, личности и др.); осуществить критический анализ различных методологических инструментов социального познания, вскрыть их противоречивость.
Возможности социологических теорий фундаментального уровня, взятые в отдельности, ограничены; они не могут дать конкретного представления об исследуемых социальных явлениях. Эта методологическая ограниченность снимается в рамках эмпирической социологии. Эмпирическая социология является системой конкретных социологических исследований, которые обращены на сбор и анализ социальных фактов, используя при этом специальные методы. Эмпирические исследования в социологии ориентируются: на установление причин, приводящих людей к дискомфорту, и разработку решений по их устранению; анализ факторов, влияющих на поведение людей и социальных групп; исследование механизма возникновения и функционирования тех или иных феноменов социальной жизни; определение статусов и ролей социальных групп; анализ конкретных видов деятельности (это сфера прикладных отраслей социологии — социология туризма, социология инженерной деятельности и др.).
Третий уровень социологической науки представлен методологией.
Методология социологии — это учение о способах и приемах социального познания. Она включает философские, исторические и естественно-научные принципы; методология социологии объясняет и обосновывает пути и способы получения достоверных знаний об обществе и его элементах. Она может являться частью самой социальной теории (например, диалектический метод— составная часть марксистской теории).
Составными элементами методологического уровня социологии являются:
• принципы и логико-познавательные приемы диалектики (они подчеркивают тот факт, что все общественные отношения, социальные общности, институты и т.д. находятся во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии) — это функциональная основа методологии;
•         общенаучные методы, каждый из которых не должен абсолютизироваться и рассматриваться в качестве универсального;
•         методы конкретно-социологических исследований (опрос, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок), без применения которых нельзя получить достоверные знания о социальных процессах и явлениях общественной жизни.
Существует несколько классификаций социологических исследований.
По типам задач: разведывательное исследование (используется до основного и служит индикатором качества подготовки к нему); описательное исследование (цель — получение конкретной информации об изучаемом предмете); аналитическое исследование — анализ полученных данных с целью определения причин изучаемого явления, его характера и возможных способов устранения противоречий.
По времени получения информации: разовое исследование с целью получения интересующей информации на данный момент; повторное исследование с целью получения информации о явлении за различные промежутки времени для анализа объекта в развитии. При этом сведения за различные периоды должны быть сопоставимы. Данные исследования позволяют наблюдать за процессами и явлениями во времени. Этот способ получения интересующей информации получил название социального мониторинга.
Повторные исследования подразделяются: на трендовые, проводящиеся на примере одной группы. В зависимости от изменяющегося параметра различают когортные и исторические трендовые исследования. В первом случае неизменной остается определенная возрастная группа, а во втором — возрастная группа, обследуемая через определенные отрезки времени; панельные — исследования определенных людей через одинаковые периоды времени; лонгитюдные, изучающие только молодежь. Эта социальная группа динамично развивается, результаты выборочного наблюдения переносятся на всю генеральную совокупность.
Категория: Мої файли | Добавил: vpaskal
Просмотров: 98 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: