Среда, 20.06.2018, 17:55
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Наш опрос
Оцініть мій сайт
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мої файли

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 1 КУРС
22.04.2015, 17:15

Часть 1. От древнейшей истории до Крымского ханства …

Юго-восток Украины традиционно принято противопоставлять Западу этой республики. И это неслучайно: и история, и язык, и этнический состав населения, и характер экономики - все решительно здесь противостоит «украинству» с его хуторским национализмом, русско-польскому жаргону («мове»), культом предателей-неудачников, наконец, непроходимому западенскому менталитету «селюков». Другое дело, что сама по себе восточная Украина также неоднородна, что и находит свое отражение в специфике политической борьбе на Украине. И среди наименее «украинских» регионов Украины необходимо выделить Новороссию.

 

В наши дни это географическое понятие неизвестно большинству россиян. В массовой, да и в научной литературе понятие «Новороссия» практически не используется, в силу чего и произошло забвение этого понятия. Даже самые образованные люди обычно могут лишь сказать, что под Новороссией когда-то, с середины XVIII века (точнее, с 1764 года, когда была создана одноименная губерния) и до 1917 года,  подразумевалось территория по северному берегу Черного и Азовского морей. В силу такого названия региона можно вспомнить, что город Екатеринослав (ныне Днепропетровск) при императоре Павле назвался Новороссийском, университет в Одессе до революции официально назывался Новороссийским.  В советскую эпоху этот край назвался Северным Причерноморьем, а теперь его обычно именуют Южной Украиной. Однако в силу своей этнической истории этот край заслуживает особого рассмотрения. Новороссия - это не часть «Украины», а совершенно особая часть исторической России, отличающаяся от всех других регионов страны. История края резко отличается от истории всех регионов России, в том числе и от истории Украины.

Думается, что пришло время реабилитировать старое доброе название края.

Географически территория Новороссии достаточно часто изменялась. В XVIII веке, когда появилось само  понятие «Новороссия», под ней подразумевались степные территории с неопределенными рубежами на юге Российской империи, освоение которых только начиналось. В царствование Екатерины II, когда к России были присоединены причерноморские степи и Крым, эти территории и стали называть Новороссией. В первой половине XIX века к Новороссии относили также Бессарабию. Довольно долго к Новороссии относили и земли на Северном Кавказе (именно этим объясняется  название города Новороссийск на Черноморском побережье Кавказа).

Дореволюционные ученые обычно относили к Новороссии в широком смысле все земли на юге империи, присоединенные начиная с царствования Екатерины II, но в более распространенном значении под Новороссией имелись в виду территории трех причерноморских губерний - Херсонской, Екатеринославской и Таврической, Бессарабскую губернию, имевшую особый статус, и область Войска Донского. В наши дни территории этих губерний соответствуют Одесской, Николаевской, Херсонской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Запорожской, Кировоградской областей и Автономной республики Крым на Украине, республики Молдавии, Приднестровья, Ростовской области с городами Ростов-на-Дону и Таганрог в РФ.

Природные условия края очень благоприятны. Хлеборобная степь тянется до Черного моря. Именно эта степь, распаханная в XIX веке, была житницей всей России, поставляя хлеб также и в Европу. Здесь выращивали пшеницу,  сою, хлопок, подсолнечник, арбузы, дыни, виноград и другие, экзотичные для большей части России продукты. В крае добывают уголь, марганец, известняк, железную руду. Новороссия имела серьезное экономическое значение и в Российской империи, и в СССР.

В Черное море впадают такие значительные реки, как Днепр, Днестр, Южный Буг, Дунай. Удобные транспортные пути, благоприятный климат, обильная степь, богатые  минеральные ресурсы - все это делало Новороссию желанной добычей для многих народов в истории. И не случайно этническая история Новороссии едва ли не самая сложная среди всех регионов России. При этом своим своеобразием отличаются отдельные части Новороссии, такие, как Крым, Бессарабия, Донбасс.

 

1. Древнейшая этническая история

Черное море издревле было знакомо нашим предкам. Уже во времена киммерийцев и скифов праславяне, как можно судить по археологическим данным, были в числе изначальных обитателей северного побережья Черного моря. Это море было совсем близко к восточнославянской прародине. По словам Б. А. Рыбакова, «здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов, Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на Святую Русь. Это - реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». До этого моря от лесостепной окраины славянства...можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в XVI веке, всего лишь за три дня. В этом море есть сказочный остров Буян, в котором без труда угадывается остров  Березань (Борисфен), лежавший на наезженном пути в греческие земли; на этом острове в Х веке оснащались русские торговые корабли. Как видим, Черное море не связано с космологическими представлениями о конце земли;  наоборот, за этим морем начиналось все «заморское», притягательное и лишь наполовину неведомое».[i]

Однако особенностью Черного моря было и то, что северный берег моря представляет собой степь, часть Евразийской Великой степи. Взаимоотношения между Русью и степью, о чем говорилось выше, напрямую отражались на положении моря, которое периодически бывало то по-настоящему Русским морем, то логовищем Змея Горыныча. Несколько раз напор степняков отбрасывал славян от берегов моря под защиту леса. Но всякий раз, собравшись с силами, Русь вновь и вновь стремилась вернуться к Русскому морю. Это повторялось слишком часто, при самых разных правителях, режимах, экономических и социальных условиях, чтобы быть случайностью. Есть какая-то мистика в той величественной борьбе тяге русских людей к морю.

Впрочем, и современное название моря - Черное, также дано, судя по всему, нашими предками. Среди множества гипотез о происхождении названия моря наиболее убедительна версия члена-корреспондента АН СССР О. Н.Трубачева и профессора Ю. Карпенко. Еще в III-II тыс. до н.э.  на северных берегах Азовского моря, жили арийские (индоевропейские) племена синдов и  меотов, называвших море «Темарун», что буквально и означает «Черное». Происхождение такого названия связано с чисто визуальным восприятием цвета поверхности двух соседних морей, ныне именуемых Черным и Азовским. С гористых берегов Кавказа Черное море действительно кажется значительнее темнее, чем Азовское. Иными словами, у ариев, живших в закубанских и донских степях до их ухода в Индию, привыкших к светлой поверхности «своего» моря, созерцание соседнего не могло вызывать иного восклицания, чем «Черное море». А ведь праславяне именно в это время отпочковывались от общеарийской (индоевропейской) этноязыковой семьи, так что синды и меоты в определенном смысле тоже предки русского этноса. Синдов и меотов сменили ираноязычные скифы, которые также называли море словом «Ахшаэна», то есть «черное, или темное» море. Это название, как видим, пережило тысячелетия, и дошло до наших дней.

В древности на этих степях сменяли друг друга киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, аланы. В горном Крыму жили тавры. Начиная с VII века до н.э. происходила греческая колонизация. Греки основали многие города, некоторые из которых (правда, уже с другим этническим населением) существуют и поныне.

Но начнем по порядку. Древние  авторы писали о том, что на огромном степном пространстве от Дуная до Волги первоначально жили кочевые племена киммерийцев. Киммерийцев упоминают ассирийские авторы под 714 годом до н.э., когда эти племена проникли в Малую Азию. В следующем столетии киммерийцы также принимали участие в войнах в Передней Азии. Вероятно, киммерийцы относились к группе иранских народов. Они носили штаны, приталенные рубахи, на голове  башлык. Нечто похожее носили и русские казаки даже в начале ХХ века. Как видим, степная мода оказалась весьма консервативна. 

Впрочем, киммерийцы из Причерноморья исчезли в VII веке. Греки уже не застали их, но у сменивших киммерийцев кочевых скифов сохранились предания о своих предшественниках. По словам «отца истории» Геродота, киммерийцы ушли из Причерноморья в страхе перед скифами. Как бы то ни было, от киммерийцев остались географические понятия, как Боспор Киммерийский (ныне - Керченский пролив), т.н. «Киммерийские переправы» через этот пролив, город Кимерик на берегу этого пролива. Скифы, под которыми греки подразумевали все «варварские» племена самого разного этнического происхождения, жившие по северным берегам Черного моря, пришли на место киммерийцев надолго. В узком смысле под скифами понимаются ираноязычные кочевые племена, жившие в степях от Дуная до Алтая, включая степной Крым. Кочевые скифы хозяйничали в крае более пяти столетий, (VIII - III вв. до н.э.). Скифы были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Со своих поверженных врагов скифы снимали скальп, из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляли чехлы для своих колчанов, из черепов наиболее достойных своих поверженных врагов делали чаши для вина. 

В VII веке до н.э. скифы совершали дальние походы в Переднюю Азию, и 28 лет господствовали на востоке, пока мидийский царь  не перебил на пиру скифских вождей, а затем и оставшееся без командиров скифское войско. Но, прекратив дальние походы, скифы по-прежнему оставались хозяевами Причерноморья. В 512 году до н.э. скифы уничтожили огромное персидское войско царя Дария, вторгшееся было в их владения.

Скифы были высокими (до 172 см) европеоидами. Скифы, кстати, были носителями гаплогруппы R1a, то есть очень близкими родственниками славян.

Как отмечает западная исследовательница Т. Райс, «по изображениям на сосудах из Куль-Оба, Чертомлыка и Воронежа можно предположить, что скифы имели ошеломляющее сходство с крестьянами дореволюционной России... Внешнее сходство скифов, как это видно из работ греческих мастеров по металлу, с крестьянским населением дореволюционной центральной России может до определенной степени быть случайным, являющимся результатом того, что и те и другие предпочитали носить одинаковые прически и длинные бороды. Но есть и другие сходства, объяснить которые значительно сложнее. Так, коренастое телосложение и большие округлые носы были характерны и для тех и для других, и вдобавок аналогичные особенности заметны и в темпераментах обоих народов. И те и другие любили музыку и пляски; и те и другие были настолько увлечены искусством, что могли восхищаться, перенимать и переделывать совершенно инородные стили в нечто абсолютно новое, национальное; у обоих народов был талант к графическим искусствам, а также у них можно отметить почти всенародную любовь к красному цвету. И опять-таки, оба народа демонстрировали готовность прибегнуть к политике выжженной земли в случае нашествия. Смешанные браки вполне могли сыграть свою роль в сохранении в России черт скифов, которые и по сей день продолжают находить свое выражение в национальном облике»[ii].

Российский антрополог В.П. Алексеев еще в 1985 году указывал на значительное сходство антропологического типа восточных славян, в том числе и русских, «... с тем антропологическим вариантом, который зафиксирован в скифских могильниках Причерноморья», добавляя при этом: «несомненно, что большая часть населения проживавшего в южнорусских степях в середине I тыс. до н.э., является физическими предками восточнославянских племен эпохи средневековья». При этом В. П. Алекссев отмечал и изменение антропологического типа восточных славян, произошедшее в первые века II тыс. н.э. в пользу западнославянского и связывал это с миграциями «нового пришлого населения из прикарпатских районов - прародины славян, и его брачных контактов с местными популяциями»[iii].

Древние греки стали селится на северном берегу Черного моря, начиная с VII века до н.э. В восточном Крыму, вокруг Боспора Киммерийского,  в V веке до н.э. сложилось Боспорское царство. Для своего времени это было достаточно большое и богатое царство. Столица Боспора, город Пантикапей, имел площадь около 100 га. Проживало в царстве не менее 60 тысяч горожан и примерно вдвое больше селян. Немалую часть населения составляли скифы, синды и тавры. 

Еще одним значительным центром греческой колонизации был основанный в 422 г до н.э. Херсонес, имевшим до 100 тысяч жителей. 

Восточнее скифов жили родственные им савроматы (в дальнейшем, с III в до н.э., название изменилось на «сарматы»). Они вытеснили скифов из северного Причерноморья. Впрочем, большинство скифов растворились в среде родственных и имеющих схожий образ жизни сарматов.

Впрочем, часть скифов осталась в Крыму вплоть до III века, создав там свое царство. Скифское государство в Крыму превратилось в земледельческую страну. Военные поражения и захват сарматами большей части степных кочевий вынудили скифов изменить образ жизни. Большинство крымских скифов жили теперь оседло, и только аристократия сохраняла кочевые традиции. На местах старых зимников выросли крупные земледельческие поселения. Скифы теперь сеяли пшеницу, ячмень, просо, занимались виноградарством и виноделием, разводили лошадей, мелкий и крупный рогатый скот. Скифские цари строили города и крепости. Столицей царства был Неаполь Скифский, его городище расположено по соседству с современным Симферополем. Город защищала каменная оборонительная стена с квадратными башнями. Он стоял на пересечении торговых путей, которые шли из крымских степей к побережью Черного моря. Главной статьей государственного дохода была хлебная торговля. Скифские цари чеканили монету, боролись с пиратством и стремились подчинить своей власти торговых соперников - греческие колонии.

В горах и на Южном берегу Крыма жили тавры.  Не случайно греки Крым назвали Тавридой или Таврикой. В отличие от подвижных скифов и сарматов тавры были оседлыми жителями. Впрочем, они не брезговали пиратством, принося пленников в жертву своей богине Деве.

Происхождение тавров неизвестно. Самоназвание их также неизвестно,  по -  гречески «тавр» означает  «бык». Произошло ли это название от культа быка, распространенного у многих древних народов, или просто по созвучию слов, или  от переноса греками названия горной цепи Тавр в Малой Азии, мы, видимо, никогда не узнаем. Живя вместе с греческим колонистами и скифами, тавры к II-III векам ассимилировались. Археологами раскопаны семейные погребения, в которых мужчина похоронен со скифским оружием, а женщина - с таврскими украшениями.  В I веке историки и географы стали употреблять термин «тавроскифы» для обозначения смешанного  негреческого населения Крыма.

Впрочем, наряду с эллинизацией варваров в Северном Причерноморье проходила также и варваризация греческих колонистов. Дион Хризостом, посетивший Причерноморье около 100 года, отмечал, что жители Ольвии уже нечисто говорили по-гречески, живя среди варваров, хотя и не утратили эллинского чувства и знали почти всю Илиаду наизусть, боготворя ее героев, больше всего Ахилла. Одевались они уже по-скифски, нося шаровары и плащи черного цвета.

Савроматы, ставшие хозяевами скифских степей,  были типичными кочевниками. Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками - легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага.

Среди сарматов выделились племена роксоланов, аорсов, языгов, сираков, аланов. Со временем самыми сильными из них стали аланы, подчинившие остальных сарматов. Вместе с готами в середине III века аланы вторглись в Крым. Этот удар окончательно сокрушил античные города Причерноморья. Правда, городская жизнь здесь не замирает. Города с греческим населением, которое пополняется византийскими греками, армянами, и разноплеменными выходцами из степей, продолжают существовать.

Ираноязычные аланы и германцы-готы поселились в юго-западной части Крыма, которую стали называть Дори. Сам Крым долго назывался Готией. Среди готов и аланов распространилось православие, они постепенно стали переходить к оседлому образу жизни. Поскольку готы и аланы жили смешанно, при этом имели общую религию, культуру и быт, и использовали в качестве письменного языка греческий, то не удивительно, что в XV веке итальянец Иосаф Барбаро писал о народе «готаланов».

Впрочем, в степях севернее Крымских гор, этническая картина без конца менялась. В IV веке здесь господствуют гунны, впрочем, быстро ушедшие на запад в поисках добычи, которую сулила им разваливающаяся Римская империя. Затем волна за волной сменяются здесь авары, булгары, хазары, печенеги, половцы.

 

2. От Тмутаракани к Дикому Полю

Постепенно в крае стали все больше выделяться славяне. Они жили на черноморских берегах еще задолго до нашей эры. Славяне еще в древности были известны как замечательные мореходы, господствующие на Черном море. В 626 году тысячи славян - союзников аварского кагана, осаждали Константинополь, причем не только с суши, но и блокировав царственный город с моря. Только с большим трудом византийцам удалось отбиться.

С возникновением Киевской Руси начинается период гегемонии русских на этом море. Морские навыки у них были значительно развиты. Основным судном руссов была морская ладья, представлявшая собой колоду-однодеревку, на борта которой набивались доски. Ладья могла ходить на веслах и под парусом. Регулярного постоянного морского флота в Древней Руси не было. Для морских походов по мере надобности создавался лодейный флот. Каждая ладья представляла самостоятельную боевую единицу, ее личный состав (40 человек) разбивался на десятки.  Грузоподъемность этих судов составляла от 4 до 16 т.,  они имели длину не менее 16, ширину не менее 3, а осадку около 1,2 м. Ладьи объединялись в отряды, составляющие флот во главе с князем.[iv] Впрочем, были корабли, вмещавшие и до 100 человек. 

Именно такие эскадры руссов и совершали знаменитые походы на Византию в 860 г., при Аскольде и Дире. В 907 году Олег Вещий с флотом в 2 тысячи судов не только одержал победу и обрел славу и добычу, но и добился подписания первого в истории письменного русско-византийского договора. Два морских походы - 941 и 944 гг совершил князь Игорь. Как раз в 940-х гг арабский ученый аль-Масуди, упоминая Черное море, писал: «...которое есть Русское море; никто кроме них (руссов), не плавает по нему, и они живут на одном из его берегов». Морские походы руссов продолжались и в более поздние времена. Так, другой арабский ученый Мухаммед Ауфи в начале XIII века писал о руссах: «Они совершают походы на отдаленные земли, постоянно странствуют по морю на судах, нападают на каждое встречное судно и грабят его».

После побед Святослава над хазарами и Владимира над печенегами, давших Руси временный перевес над степью, в северном Причерноморье образовалось Тмутараканское княжество. Тмутаракань как город-крепость возник на месте древнего поселения около 965 г., после походов Святослава Игоревича на юг, разгрома хазар и присоединения этого края к древнерусскому государству. В этих местах жили греки (потомки античных колонистов и эллинизированных тавров и скифов), касоги (черкесы), ираноязычные ясы (аланы), тюркоязычные хазары и булгары, угры, германцы готы, а со временем сюда начало постепенно проникать русское население. Когда точно первые славяне появились в Крыму, сказать трудно. Но, как отмечал академик Б. А. Рыбаков, «мы можем проследить проникновение славян в Крым и Тамань почти за тысячу лет до образования Тмутараканского княжества».[v] На одной из греческих надписей в Боспоре, датируемой Ш веком, упомянуто имя Ант. В VIII-X веках восточный Крым и азовское побережье Северного Кавказа были под властью хазар. Вероятно, именно в хазарскую эпоху славянское население северного Причерноморья значительно увеличилось, поскольку многие славяне, будучи зависимыми от хазарского кагана, могли беспрепятственно расселяться в его владениях. По мере ослабления Хазарии славяне сами стали устраивать вторжения в Крым. Так, из одного византийского жития известно, что некий новгородский князь Бравлин (о котором, впрочем, в русских летописях нет никаких упоминаний) в начале IX - го века разграбил все побережье Крыма.  К концу X века, к моменту падения Хазарского каганата, славяне уже заметно выделялись своей численностью среди полиэтнического населения берегов Керченского пролива. Совершенно понятным становится появление по берегам Керченского пролива после разгрома хазар  славянского Тмутараканского княжества

 

 

Категория: Мої файли | Добавил: vpaskal
Просмотров: 171 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: