Мої файли [74] |
Главная » Файлы » Мої файли |
21.04.2015, 20:03 | |
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
К разделу «История философии»
Дайте развернутый ответ.
— Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.
Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора. Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему. К разделу «Философское понимание мира»
“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.
А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро). Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?
Дайте развернутый ответ.
Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. М.–Л., 1938. С. 31). Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).
Приведите примеры этой ошибки.
Ответ аргументируйте.
Дайте развернутый ответ.
К разделу «Философия человека»
А. Человек есть мера всех вещей (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
Прокомментируйте.
— Дайте развернутый ответ.
А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним». Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».
— Дайте развернутый ответ.
А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ). Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).
Прокомментируйте.
— Попробуйте реконструировать ход его мысли.
А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])». Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576). — Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути — это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми — вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ). Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика) — Дайте развернутый ответ.
Нет, весь я не умру Душа в заветной лире мой прах переживет И тленья убежит
Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?
Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).
Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”. — Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.
Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
1)Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс). 2)Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус). 3)О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру). 4)Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов). Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
“Сила женщины — в ее слабости”.
“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
— Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.
— Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства; Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии». — Дайте развернутый ответ.
— Ответ аргументируйте.
— Дайте развернутый ответ.
— Дайте развернутый ответ.
— Ответ аргументируйте, приведите примеры.
— Дайте развернутый ответ.
На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”. — Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор). Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу). — Дайте развернутый ответ.
К разделу «Философия деятельности»
Кто из них прав? Или возможен другой ответ?
А. Один ум хорошо, а два лучше. Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.
А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Ди-дро) Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу). — Дайте развернутый ответ.
Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
А. Правда хорошо, а счастье лучше. Б. Платон мне друг, но истина дороже.
1)когда мы знаем, что знаем 2)когда мы знаем, что не знаем 3)когда мы не знаем, что знаем 4)когда мы не знаем, что не знаем 5)когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание). Приведите примеры каждого из этих состояний.
А. Всё познается в сравнении. Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).
А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст). Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. — Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
Дайте развернутый ответ.
— Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.
А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)] Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души. Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М. Волошин. Заметки 1917 года)
Разное
А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37). Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.
“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)
“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.
А. “Не в силе правда, а в правде сила”. Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).
“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).
"Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).
А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24) Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский). — Дайте развернутый ответ.
В суде разводится пожилая пара. Судья спрашивает у мужа о причинах развода. Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка. В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.
А. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев) Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба. (А. М. Горький)
«Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его» (из кинофильма). — Дайте развернутый ответ.
| |
Просмотров: 433 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |